Мессенджер

Мессенджеры, популярные в России

Согласно исследованию ребят из Mediascope, в 2018 году российская аудитория наиболее популярных мессенджеров распределилась таким образом:


Как видите, WhatsApp лидирует с уверенным отрывом. Далее следуют Viber и Telegram.

Давайте рассмотрим более подробно, что умеют эти мессенджеры.

WhatsApp

Мессенджер WhatsApp разработали в 2009 году двое американцев: Ян Кум и Брайн Эктон, которые основали одноимённую компанию. В 2014 году компания была продана корпорации Facebook Inc. Сумма сделки составила 19 млрд долларов.

В 2016 году количество зарегистрированных пользователей, по словам создателей, перевалило за 1 миллиард.

По статистике аналитиков из Mediascope WhatsApp — это самый популярный мессенджер в России.

Стоимость пользования

Приложение полностью бесплатное. Реклама в нём отсутствует.

До 2016 года с абонентов взималась плата 0,99 $ за каждый год пользования сервисом, начиная со второго. То есть первый год был бесплатным. С 2016 года мессенджер стал бесплатным для всех.

Функционал


Что позволяет делать WhatsApp:

  • отправлять и принимать текстовые сообщения
  • совершать звонки по аудио и видеосвязи
  • записывать и отправлять аудио и видеосообщения
  • делать рассылки по контактам пользователя
  • приглашать друзей из других мессенджеров
  • настраивать push-уведомления
  • редактировать свой статус, аватар, имя аккаунта
  • создавать и экспортировать групповые чаты
  • прикреплять к переписке ссылки, файлы, скриншоты, фотографии и видеоролики, геокоординаты
  • удалять отправленные пользователем сообщения
  • синхронизироваться с книгой контактов телефона
  • загружать собственные стикеры
  • настроить резервное копирование данных
  • добавлять пользователей в чёрный список

Дизайн у WhatsApp простой и понятный в работе.

Шифрование

Мессенджер использует сквозное шифрование на основе Signal с апреля 2012 года. До этого времени пользователи часто жаловались на незащищённость переписки. Расшифровать отправленное сообщение может только приложение адресата.

Кроссплатформенность

Мессенджер изначально создавался как мобильное приложение.

  • Мобильное приложение: Android, iOS, Windows Phone.
  • Веб-версия: Microsoft Windows, MacOS.

Веб-версия открывается на десктопах только в браузере (поддомен web.whatsapp.com) и не может работать без синхронизации со смартфоном. Если мобильный телефон с установленным приложением WhatsApp не будет подключен к интернету, пользоваться десктопной версией будет невозможно. Прощай автономия!

Это существенный недостаток приложения. Пользоваться им для работы не очень удобно, поэтому кроме WhatsApp я активно пользуюсь Telegram, у которого есть полноценная автономная десктопная версия.

Активных пользователей мобильного приложения на 2018 год (Россия, согласно данным Mediascope) насчитывается 12,4 млн.

Задачи и кейсы

Попробуем обобщить основные маркетинговые задачи, которые бизнес может решить в нынешней ситуации с помощью мессенджеров.

Конечно, этим списком возможности мессенджеров для бизнеса не ограничиваются — здесь всё зависит от вашей фантазии. Например, кофейня Presso установила на своих столиках картонные тейбл-тенты с предложением поставить «лайк» в мессенджере в обмен на бесплатную чашку кофе, а после этого клиентов просили оставить отзыв на одном из сайтов. Эта акция помогла увеличить количество посетителей и улучшить репутацию компании. Конечно, этот кейс относится к временам, когда ситуация в мире была другой, но судя по тенденциям на рынке, скоро мы увидим ещё больше новых нестандартных способов использования мессенджеров для бизнеса.

Какой мессенджер выбрать

Однозначного ответа на вопрос, какой именно мессенджер является самым удобным нет, так как каждый пользователь предъявляет к нему свои индивидуальные требования. Что касается интерфейса, то в большинстве случаев мессенджеры похожи друг на друга.

Они дают возможность производить быстрый поиск контактов и синхронизировать их, обмениваться с ними информацией либо же совершать звонки. Кроме того, они позволяют вести долговременные диалоги и сохранять историю за месяцы и даже годы.


В последние пять лет в мире шла настоящая битва между создателями мессенджеров, что привело к формированию зрелого рынка предложений. В зависимости от требований, которые Вы будете предъявлять к конкретному мессенджеру, их можно отсортировать по сфере использования:

  1. Viber – отличное приложение, которое поддерживает технологию сквозного шифрования. Другими словами, прочитать переписку между двумя собеседниками не может никто, даже если взломать сервер. Однако, для работы это приложение не подходит, так как в нём отсутствует поиск по истории сообщений. Но это идеальное решение в том случае, если вы хотите общаться, используя невообразимое количество стикеров.
  2. WhatsApp отличается исключительной скоростью работы. Это хороший вариант, если вы часто бываете в местах с плохим интернет-сигналом.
  3. Telegram – это идеальный выбор для использования в профессиональных целях. Функционал позволит грамотно работать с переписками и контентом, хотя популярность самого приложения значительно уступает Viber и WhatsApp.
  4. Facebook Messenger – это оптимальное решение и для работы, и для общения в рамках безопасного поля.

В любом случае, мессенджеры сделали общение между людьми с разных уголков мира ещё более простым и комфортным. И чтобы обмениваться контентом, сегодня достаточно лишь иметь подключение к сети Интернет.

Вы узнали, чем отличаются популярные мессенджеры друг от друга и теперь Вам наверняка легче будет определиться, какой выбрать для постоянного использования. До новых полезных компьютерных программ и интересных приложений для Андроид.

Что относится к Мессенджерам?

Предлагаемые разрабатываемые мессенджеры практически не отличаются друг от друга. Выбирая оптимальный вариант, опираться следует на то, какие программы установлены на телефонах друзей.

Если установить популярный информационный продукт, которого нет у лиц, находящихся в контакте, толку от него не будет. Здесь недостаточно знать ответ на вопрос, что такое messenger, главное правильное применение. К востребованным приложениям, предназначенным для общения, следует отнести такие популярные приложения:

  1. WhatsApp.
  2. Viber.
  3. Телеграмм.
  4. Facebook Messenger.
  5. Skype.

Найти подобные программы можно в специальных магазинах приложений. Если на руках Android действовать придется через Google Play Market, если iPhone, то скачивание осуществляется через App Store.

Какой хороший информационный продукт выбрать, это вопрос для чайников, на который нет однозначного ответа. Принимая решение, какой программе для сообщений отдать предпочтение, нужно опираться на собственные желания, на особенности представленного функционала.

Все предложенные варианты представляют собой легкий по объему занимаемой памяти объект, который отличается простотой в использовании. Если нужно ПО, предназначенное не для стандартного общения, но нужно проводить видеоконференции, можно отдать предпочтение более функциональным вариантам.

Что он умеет

Поддержка множественных устройств.

У всех есть смартфон, иногда не один, плюс часто удобно использовать web-приложение с основного компьютера. Поэтому поддержка множественных устройств была одним из главных требований к проекту, что определило основные архитектурные решения. Если пользователь авторизуется с нового устройства, то не хочется, чтобы он начинал с чистого листа как в WeChat. А это означает, что нужно и адресную книгу, и сообщения хранить на сервере, что и было реализовано.


Очевидно, что хранение информации пользователя на сервере подходит не всем, так как создает риски нежелательного доступа: чем больше копий данных хранится в разных местах, тем выше вероятность, что что-то пойдет не так. Для этого предусмотрена возможность эфемерных сообщений и сообщений, которые удаляются с сервера после доставки клиенту. Технически, существует и возможность не хранить контакты на сервере постоянно — клиент отправляет их на сервер в момент подключения (login), затем они удаляются после logout. Однако, авторы посчитали это непрактично сложным и не стали делать.

Онлайн статус

Трансляция онлайн/оффлайн статуса пользователя в мессенджерах воспринимается как что-то само собой разумеющееся, однако, это весьма тяжелая в реализации фича. Нужно, чтобы она «просто работала», предсказуемо и надежно. Надежность работы исключила генерацию статуса на клиенте, как это реализовано в некоторых XMPP приложениях. В случае Tinode, сервер генерирует онлайн статус и рассылает по адресной книге, что, опять же, требует хранения контактов на сервере и их синхронизацию с клиентскими приложениями.

Простота протокола

Протокол хотелось сделать таким, чтобы кривая обучаемости была пологой – не нужно знать всего, чтобы начать. Спецификация получилась очень компактной: 10 запросов клиента, 5 ответов сервера. Например, по сравнению с 200+ страницами только core XMPP, не считая extensions, это почти записка на салфетке.

Представление данных отделено от сетевого протокола. Протокол лишь требует определенную структуру данных, но не требует, чтобы они передавались по сети каким-то определенным образом. Сейчас сервер поддерживает JSON по websocket и long polling, c TLS и без, плюс gRPC по TCP. Поддержка gRPC была реализована одним разработчиком за две недели, включая написание текстового клиента на Питоне. Добавление поддержки иных форматов данных и протоколов, например, MessagePack или Noise, вряд ли займет намного больше.

Расширяемость

С одной стороны, хочется, чтобы все работало сразу, например, чтобы основной функционал был сравним с WhatsApp и Telegram прямо из коробки. С другой, потребности у людей разные и нужно иметь возможность расширять функционал. Поиск баланса похож на выбор между монолитной архитектурой и микросервисами: нежелательно иметь неизменяемый монолит, и, аналогично, плохо получить получить зоопарк микросервисов, управление которыми превращается в отдельную задачу.

Было принято решение разделить функционал на три части — основной, сетевой и вспомогательный. Основной — это то, что позволяет Tinode выполнять основную функцию — пересылать сообщения. Сетевой — функционал взаимодействия в серверами, как формат передаваемых данных и сетевой протокол. Вспомогательный — то, что решает чью-то локальную задачу, например, поддержка конкретной базы данных в качестве бэкенда или какой-то метод авторизации, но никак не влияет на другие сервера или пользовательские приложения. Основной функционал реализован в основном коде. Сетевой функционал выделен, но также хранится в основном репозитории для того, чтобы по возможности избежать создания несовместимых серверов. Вспомогательный реализован в виде плагинов — компилируемых Go интерфейсов (поддержка разных баз данных, разных авторизаторов, пуш нотификации, валидаторы по емейл или телефону, поддержка каптчи и т.п.) и gRPC endpoints (чатбот и поисковый интерфейс).

Прочее

  • Возможность, но не требование привязки счета к телефону или емейлу или ещё чему угодно.
  • ID пользователей, которые трудно угадать, и, соответственно, трудно разослать спам.
  • Tags, позволяющие реализовывать поиск людей как в WeChat (и, подобно WeChat, встроить в мессенджер службу знакомств) или разделить организацию на отделы как в Slack.
  • Возможность подключения пользователей без регистрации, необходимая, например, для организации службы поддержки через чат.
  • Интерфейс и пример подключения чатботов.
  • Планы создания каналов как в Telegram.

От доставки до расписаний тренировок

Мессенджеры как инструмент маркетинга незаменимы для компаний, которые имеют дело с большим количеством обращений. Это в первую очередь b2c-сегмент: ecommerce, туристический рынок, предприятия сферы услуг, клиники, а также инфобизнес.

Значительно облегчить свою работу с помощью мессенджеров также могут образовательные платформы и развлекательные сайты. В самоизоляции у людей появилось больше свободного времени  для досуга и обучения, поэтому нагрузка на эти сервисы существенно возросла. А после перевода школ и вузов на дистанционный формат случился огромный наплыв посетителей на ресурсы для удалённых занятий, и обработать такой большой пул запросов в состоянии не все. Поэтому многие площадки обращаются к мессенджерам, чтобы уведомлять пользователей о трансляциях и новинках, напоминать о записи на вебинар или тренинг и рассказывать о расписании на день.

Новое применение мессенджеры нашли и среди фитнес-клубов, танцевальных студий и спортивных магазинов: поскольку офлайн-работа для них в период самоизоляции оказалась недоступна, им пришлось переключаться на онлайн-тренировки. Сообщения в WhatsApp, Viber или Telegram для таких организаций стали отличным способом прислать ссылку на трансляцию, напомнить о начале занятия, рассказать о расписании, а пользователям, которые подписались на рассылку, — предоставить список упражнений для самостоятельных тренировок.

Hangouts

Hangouts — приложение  от Google  для звонков и  обмена  сообщениями. Есть функция архивирования  информации, все фото из чатов подгружаются в онлайн альбомы,  переписки хранятся на серверах,  к ним можно получить доступ с любого устройства. Сервис используется для конфиденциальной переписки, обмена информацией и файлами, организации корпоративного общения и видеопереговоров. Программа показывает, прочитано ли ваше сообщение. Есть синхронизация с Google+ и Gmail, можно добавить Google Voice, смайлы Emoji, стикеры и анимацию, картинки и положение геолокации. Можно организовывать чаты до 100 человек.

Плюсы

Минусы

  • несколько сложный интерфейс;
  • небольшое количество пользователей;
  • сжатие снимков.

Прогнозы на будущее

Очевидно, что после стабилизации обстановки в мире новая реальность будет иной, чем та, к которой мы привыкли. Форсированное развитие онлайн-сервисов, популяризация дистанционных услуг, тотальная автоматизация — всё это останется с нами и тогда, когда мировая обстановка стабилизируется. Компании, которые ещё не пользовались мессенджерами во внутренней переписке, осознают удобство этого инструмента и сделают его частью своей регулярной практики. Бизнес оценит и маркетинговые возможности этого канала: вырастет не только количество пользователей мессенджеров, но и доля их применения в продвижении. И, возможно, уже в следующем году врачи, юристы, дизайнеры интерьера, фитнес-тренеры и коучи будут проводить консультации для своих клиентов в WhatsApp или Telegram.

Читать по теме:


С этим читают