Скачиваем и вставляем красивые рамки в документ word. бесплатная коллекция рамок для оформления текста в word, с инструкцией по установке

Какими бывают

Виды 

Вензеля и монограммы бывают простыми и сложными, это зависит от количества инициалов. Простой монограммой называется та, что принадлежит одному человеку. Сложные вензеля это те, что имеют несколько инициалов от различных людей и родовую фамилию. Сложные вензеля и монограммы передавались раньше по наследству, от одного поколения к другому и наносились на драгоценности, посуду, мебель и т.д.


Теперь подробней по каждому из указанных видов монограмм.

Личные монограммы 

Такой вид монограмм может состоять из одной буквы, в основном это начальная буква имени или фамилии либо из двух, к примеру, для Алексея Зайцева это может быть как «А», так и «З» либо обе буквы сплетённые вместе.

Монограммы и вензеля имени из трёх букв, больше популярны в русскоязычной среде, что объясняется некоторыми культурными особенностями, ведь в России человека часто зовут по имени и отчеству. При разработке монограмм, буква фамилии, исполняется чуть большего размера, либо может выделяться как-то по-другому.

Семейные монограммы

Парные (семейные) монограммы в наше время весьма популярны в качестве свадебного атрибута, используют вензеля при оформлении приглашений и визиток, для оформления свадебного зала и тортов, свадебных кортежей.

Расписывается либо одна буква – начальная буква в фамилии молодой семьи, например, у Ивановых  – «И», так и две, сплетённые из инициалов имен супругов. Самыми распространёнными и часто встречающимися являются парные русские вензеля, состоящие из трех букв, располагающиеся особым образом: первой идет начальная литера женского имени, следом – первая буква фамилии пары, а в конце – первая буква имени мужчины.

Женский или мужской вензель?

При разработке вензеля из русских букв следует помнить о некоторых общепринятых правилах:  Мужские знаки делаются только из печатных букв; каллиграфические наклонные применяют при создании  символов для женщин; в женской монограмме первой будет начальная буква имени, следом самая большая буква – фамилии, а в конце  буква – отчества (такая же по размеру, как и имя); в вензелях для мужчин размер всех трёх букв всегда одинаков; если мужской вензель состоит из двух символов, то в первую очередь пишется имя, после него фамилия, при этом размер букв одинаков.

Разработка вензеля

Благодаря современным векторным программам мы можем разработать довольно интересный вензель очень просто. Что нам для этого понадобится? Векторный редактор и несколько каллиграфических рукописных кириллических шрифтов. Это немного, правда ведь?


Конечно, для разработки действительно качественного знака понадобиться ещё листок и карандаш. Всё же начинать лучше с набросков, постепенно дорабатывая их.

Теперь вы знаете, что такое вензель и чем он отличается от монограммы. Надеюсь, статья была для вас интересна. Не бойтесь экспериментировать со шрифтами. Пробуйте на вкус лигатуры. Хороший дизайнер должен уметь и знать всё.

О подделках вензелей и монограмм на часах

Безусловно знатный исторически значимый вензель может поднять ценность часов. Этим пользуются поддельщики. Легко взять неприметные старинные карманные часы, нанести на них монограмму и/или дарственную подпись, и запрашивать за предмет цену не просто как за часы, но как за историческую вещь. Часто торговцы-мошенники сопровождают часы фотографиями владельца, записками или документами. Практически всегда это пыль в глаза — на поверку документы никак не связаны с конкретными часаами, в документах не фигурирует номер и марка часов, на фотографии владельца либо вообще нет часов, либо они там другие, и т.д.

В плане техники подделок современные мошенники освоили практически все способы (включая сложную эмаль), и это печально. Даже на надежные аукционы попадают часы с поддельными вензелями, см. пример с поддельными «масонскими» часами Юсупова.

Поддельный вензель Юсупова на аукционе. Слева — голый механизм, который продавался на Вернисаже. По центру и справа — часы в новом золотом корпусе с фальшивой накладной геральдикой и вензелем.

Тем не менее, опытный взгляд сможет отличить новое от настоящего старого. Поэтому хороший вариант — разглядывать предмет под микроскопом и подмечать технику, в которой выполнены детали гравировки. Если гравировка смотрится свежее и новее, чем остальное изделие, без застрявшей старой грязи в углублениях — есть повод задуматься. Если поверх изношенного потёртого корпуса мы видим накладной вензель — это сигнал тревоги, под вензелем корпус никак не мог изнашиваться, значит вензель приделали уже на старый корпус. И так далее, подделку почти всегда можно вычислить.

Что порекомендовать — не покупать яркие предметы заочно по интернету. Всегда есть смысл проверять их под микроскопом, либо подключать к выбору покупки эксперта. Особо настороженно стоит относиться к предметам из Восточной Европы, в частности из Болгарии — либо включите эту страну в свой стоп-лист, либо становитесь экспертом и проверяйте каждую мелочь под микроскопом. Болгарские мошенники буквально меняют коллекционный ландшафт, наводняя рынок правдоподобными подделками на тематику царских и королевских семей. Запасайтесь литературой и знаниями, хорошо насмотренный глаз способен заподозрить подделку без чьей-либо помощи.

История

Монограммы были замечены в 350 гг. до н.э. и использовались при этом на монетах. Фактически начали использоваться с возникновением письменности и служили чем-то вроде подписи. В Российской империи имели свой вензель многие высокопоставленные особы. Это был знак отличия, который могли иметь не многие.

В средние века этими знаками помечались одежда, драгоценности, столовые приборы, портсигары и прочие предметы обихода. При этом на одежде присутствовала корона соответствующая титулу владельца – баронский, графский, королевский или дворянский.

Монограммами проставлялись изделия средневековых художников и ремесленников. Иногда это были не буквы, а различные растения и животные. Некоторые использовали цветок, другие змею, но все помещали свой знак, в укромный уголок на краю картины.

Некоторые из этих красивых знаков сохранились до сих пор на фасадах зданий, либо на кованых изделиях.

Монограммы высшего класса

К рубежу 19-20 веков ремесло гравировки достигло зрелости как по части усложнения и переплетения изображения, так и по части техники изготовления. Ниже три образца часов швейцарской фирмы Patek Philippe с высококлассными монограммами: аккуратная интеграция вензеля в резьбу гильоше на крышке, цветная тонкостенная горячая эмаль, и накладной объёмный золотой вензель с обхватом объема крышки.

Эпоха Арт-Деко значительно повлияла на картинку, формируемую монограммой, и с 1920-х годов можно встретить разнообразие лаконичных геометрических решений и неожиданных написаний инициалов.

В изделиях после 2-й половины XX века прослеживается дальнейшее упрощение изобразительных качеств монограмм, чаще всего сводясь к паре букв формального шрифта без украшений. Тем не менее, встречаются совершенно замечательные замысловатые комбинации букв, те редкие случаи когда гравёр подошёл к делу не только с руками, но и с душой.

Русский стиль

Что касается дореволюционных российских монограмм, то чаще всего они выполнены по лекалам из каталога в духе европейской традиции своего времени. Ниже приведена типичная монограмма из каталога, ручная резьба штихелем по гладкой крышке карманных часов.

Дамские каманные часики Павелъ Буре с гравированным вензелем «ВК» , 1907. Заказная гравировка штихелем, имитация объема и штриховка полутонов.

Княжеские и царские монограммы хорошо описаны в литературе и по уровню не уступают швейцарским образцам. Однако, чаще в жизни встречаются образцы попроще.

Русские карманные часы с гравировкой для выпускника Владимирского военного училища, 1900-е. Простая гравировка штихелем на вензельном щитке.

После Революции 1917 года и периода НЭПа монограмма на предметах стала считаться пережитком дворянского прошлого, и практически ушла из обращения на русскоязычном пространстве. В лучшем случае можно встретить пару букв, награвированных в случайном порыве без художественного шифрования.

Тем не менее, всегда найдётся исключение — и вот мы видим «ветеранские» часы Победа 1955 года с лихо зашифрованными завитками инициалов на крышке. Уровень мастерства гравёра явно далёк от старых образцов, но желание подражать преодолевает все препятствия. Если честно, я так и не понял что тут за буквы, может быть это национальный алфавит, грузинский или армянский?

Особенности белорусских узоров

Яркими отличительными чертами орнаментов Белоруссии можно назвать преимущественное использование различных геометрических фигур:

  • квадрат;
  • ромб;
  • четырехугольник;
  • полосы и их детали.

В некоторых случаях осуществлялось плавное перетекание фигур в растительные мотивы. Что характерно для белорусских узоров – это отсутствие в них символов смерти. Для белорусов орнамент – это своего рода оберег, который должен содержать в себе только положительное. Разумеется, надобности в создании оберегов с изображениями горя, смерти или боли не было.

Белорусские обереги


Национальный орнамент Белоруссии – это неизменный белый фон с красными изображениями на нем. Считается, что только у этой национальности получилось сохранить неизменным первоначальный вид узоров, существовавших еще со времен древнеславянских племен. Белый цвет признанно обозначает чистоту и открытость, а огненно-красный изображает кровь, солнце и, соответственно, жизненную силу. Черный цвет начали применять с конца позапрошлого века, но в мизерных количествах. Другие цветовые гаммы при этом не использовались.

Разнообразие белорусских узоров поражает

Богатство колорита обычно достигается с применением разных техник (шитье при помощи шнурков или дощечек), а также специальным расположением простых деталей узора с их определенным ритмом.

При этом использование фигур, не связанных в орнаментальные ряды, было редким явлением. Мотивы в изображении орнамента.

Разнообразие форм символов обусловлено широким ассортиментом мотивов, предпочитаемых народами Белоруссии:

Геометрический мотив – самый популярный вид. Включает в себя:

  • круги;
  • звезды;
  • ромбы;
  • точки;
  • ленты;
  • линии, прямые, ломаные или зигзагообразные;
  • шестиугольники;
  • кресты.

Растительный мотив – встречается чуть реже. Преимущественно состоит из:

  • цветов, особенно акации и лотоса;
  • листьев;
  • плодов, чаще всего винограда.

Анималистический мотив – состоит из изображений, стилизованных под животных или детали их фигур. 

Мифические животные на белорусском орнаменте

Животные могут быть как реальными, так и вымышленными, мифическими.

Как читать сложную монограмму

Правильный вензель видится не как набор букв, а как целостное графическое произведение. И тем не менее, с того момента как монограмма расшифрована взглядом и сознанием на составные элементы, она должна читаться и запоминаться без затруднений.

Обычная монограмма содержит две буквы, они читаются слева направо. Две буквы слева-направо — самый традиционный вариант монограммы. Однако, чаще всего художник-ювелир старался развлечь и запутать зрителя.

Карманные часы Retouret Geneve с ювелирным «дамским» вензелем «BE», Швейцария, 1880-е

Если в монограмму необходимо было спрятать более 2 символов, то либо буквы ставили в ряд, либо накладывали друг на друга (такие монограммы назывались Шифр, франц. Cypher).

Чтобы расшифровать сложную монограмму, надо представить себе ее как трехмерное изображение, в котором на передний план выдвинута первая буква, за ней стоит вторая буква, и на заднем плане третья буква.

Мужской или женский вензель?

Не было жесткого правила относительно принадлежности монограммы, но их можно определять согласно некоторой традиции начертания:


  • мужской вензель — две буквы, имя и фамилия

  • дамский вензель —  одна буква имени со множеством завитков в затейливом обрамлении

  • детский вензель —  одна легко читаемая буква в простом обрамлении

  • свадебный (семейный) вензель —  две буквы имен молодоженов, иногда крупная третья буква фамилии вплетена между ними

Карманные часы Павелъ Буре с монограммой «ЕК» на крышке, 1885 год. Предположительно, монограмма к свадьбе — переплетенные буквы Е и К выполнены намеренно разными шрифтами (жених и невеста).

Eterna / Schild Freres дамские «корсетные» часики с серебряным накладным вензелем «MG», Швейцария, 1900-е

Белорусские национальные узоры

Узоры и орнаменты – особенный вид народного творчества, тесно связанный с термином «декор», призванный не только украшать предметы и одежду, но и представляющий собой целую сложную структуру.

Белорусский орнамент отличается богатством колорита и множеством разновидностей форм узоров. В последнее время он стал очень популярен не только у людей в возрасте, но и среди молодежи.

Схемы узоров применяются не только в дизайне интерьеров, но и в оформлении одежды.

Платье с вышитыми белорусскими национальными узорами

Белорусский орнамент активно используют дизайнеры со всего мира

Активно развивается тенденция на нанесение татуировок с национальными узорами. Среди молодежи это считается особым проявлением патриотизма и производится, чтобы акцентировать принадлежность к своей национальности. При этом делают такие татуировки не только в Белоруссии – в других странах эта услуга также популярна.


С этим читают