Как правильно выбрать портативную колонку?





Динамики 6 х 9 или сабвуфер?

Многие автовладельцы задаются вопросом, какие колонки лучше поставить в машину или, может, стоит выбрать сабвуфер? Для этого нужно знать несколько характеристик. Так, динамики 16 см лучше воспроизводят басы, чем 13 см аналоги. Но даже в этом случае низких частот недостаточно. Дополнить эту область воспроизведения поможет установка сабвуфера, который обеспечит одновременно громкое и низкое звучание звука. Альтернативой сабвуфера являются колонки 6 х 9 дюймов. Они имеют хорошую чувствительность (до 92 дБ/Вт), а вот сабвуферы максимум до 89 дБ, и то найти такие параметры у техники проблематично. К тому же «овалы» или «блины», как называются динамики 6 х 9, работают от уже встроенного усилителя магнитолы, а для сабвуфера нужен отдельный внешний усилитель мощности, что скажется также на стоимости системы.

Мощность

И раз упомянуты усилители — самое время перейти к мощности. Это тема также «усилительная», но и в приложении к колонкам в ней немало интересного. В параметрах колонки, чаще всего, указывается рекомендованная мощность усилителя в виде двух чисел — минимального и максимального значения. Например, читаем, что для некоей напольной пассивной акустики, указывается минимальная мощность усилителя 20 Вт, максимальная — 200. Это значит, что при мощности усилителя ниже 20 Ватт колонка не сможет обеспечить приемлемый диапазон звукового давления (громкости), ограниченный ее чувствительностью. А при мощности выше 200 Ватт изготовитель, очевидно, не гарантирует сохранность колонки. При превышении максимальной мощности (часто используется термин «пиковая» мощность или другое, на усмотрение изготовителя) происходит лавинообразное нарастание искажений, затем динамик может перейти в режим клиппирования — когда части подвижной системы ударяются в ограничивающие их смещение детали динамика. Это отмечается характерными щелчками. Появление таких щелчков — верный признак того, что динамику осталось работать совсем недолго. Не стоит доводить до этого. Как ни странно, очень важно при выборе колонок обратить внимание не только на цифры технических характеристик, но и на типы излучателей, их особенности и размеры. Особенно стоит оценить совокупный размер диффузоров низкочастотных драйверов. Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей Наличие единственного прямонаправленного низкочастотного динамика с диффузором диаметром 5 дюймов очень плохо сочетается с заявленной нижней граничной частотой 30 Гц, особенно при неравномерности 3 децибела — а такие надписи доводилось видеть у недобросовестных изготовителей. Все вышеупомянутые параметры акустики важны не только для понимания того, как она зазвучит, но и для того, чтобы правильно подобрать комплект «колонки-усилитель». Общие принципы достаточно просты. Максимальная мощность усилителя должно быть заведомо меньше, чем максимальная мощность акустики. А ее чувствительность, поведение импенданса, особенности схемы требуют серьезного анализа для понимания, какой усилитель станет оптимальным выбором. Но это — тема для другого рассказа. Предыдущие материалы цикла «Акустические системы»:

Чувствительность

В связи со всем вышесказанным, перейдем и к параметру «чувствительность». Она измеряется в децибелах. Этот показатель, в какой-то степени указывает на степень совершенства нашей колонки. Практически это — ее КПД, коэффициент полезного действия. Для современной акустики этот параметр находится в пределах около 83-95 децибел. Понятно, что высокие значения чувствительности, особенно для классической многополосной системы, достигаются путем множества серьезных и часто затратных технологических усовершенствований. Повышение чувствительности на 6 децибел приводит к ощущению, что при том же входном сигнале акустика звучит приблизительно вдвое громче! И кстати, для того чтобы поднять громкость на 3 децибела, диффузор динамика должен колебаться с приблизительно удвоенной амплитудой. Для маломощного усилителя, а это, в частности, большинство ламповых моделей, звук которых столь привлекателен, нужна акустика именно с высокой чувствительностью.

Что дозволено Юпитеру

Правда, многое придется именно рассказать, а не показать — секретность на фабрике очень заметна. Чтобы понять, насколько там все закрыто, приведу только один пример: когда мы проходили около офисного корпуса, с той стороны, куда выходят окна кабинетов разработчиков, нас попросили не снимать само здание в таком ракурсе. Окна там большие, мало ли где что станет видно. Да и сразу, явно по чьей-то команде, во всех кабинетах по этой стороне здания закрылись жалюзи… Как объяснили, во многом все это не ради привычной нам домашней акустики, конфиденциальности требуют автопроизводители, и вся эта секретность прописана в контрактах. Впрочем, предположу, без заботы китайских инвесторов тоже не обошлось — они-то прекрасно знают, что случается с новинками и технологиями, которые показали в открытую. Собственно говоря, что же представляет этот засекреченный «Юпитер»? Все новое здание для отдела разработок построено вокруг одного большого бетонного куба с внутренними размерами 14х14х14 метров. Этот объем построен для того, чтобы расположить измерительный стенд — две моторизованные управляемые системы, одна поднимает на нужную высоту исследуемую акустику, а другая представляет собой подвижный полукруг, с 31 измерительным микрофоном. Эту микрофонную сборку можно сдвигать выше или ниже и поворачивать. И в таких условиях производить замеры акустики. Система позволяет быстро и качественно получать большой объем информации, измеряя прототип, или отдельный динамик в нужных условиях. Показать это все я могу без подробностей, только на официально полученных фотографиях. Для сторонних компаний здесь замеры не проводят, однако колонки других производителей увидеть в комнате можно — ведь конкурентов нужно изучать. Именно эту систему использовали, чтобы создать сложную переднюю поверхность новых Confidence, на ней же тестировали обновленные твитеры. А судя по тому, что в одном из углов комнаты есть большой стеллаж с самыми разными деталями фильтров, можно догадаться, что и фильтры подгоняют здесь же. Ведь удобно — закрепил исследуемую акустику, не закрепляя фильтр, измерил, посмотрел что к чему, тут же поменял какой-нибудь конденсатор или катушку и сразу можно замерить изменения. И так с любой составляющей в конструкции акустики. В сочетании с тем, что на основном производстве есть и экспериментальные мощности, где можно сделать, например, динамик с измененной конструкцией или корпус, разработчикам предоставлено очень большое пространство для творчества. Но кроме того, всю продукцию на стадии разработки еще и отслушивают. Измерения и расчеты это замечательно, но здесь не тот случай, когда все сделали по техническим параметрам и сразу в серию Прослушиваниям с разной техникой на различном музыкальном материале здесь тоже уделяют должное внимание. Как и обратной связи от пользователей домашней и профессиональной техники

Концертная акустика

Вероятно, каждый из нас хоть один раз бывал на каком-нибудь концерте и замечал целые выстроенные акустические порталы на сцене. Считается, что лидерами в области концертных акустических систем являются компании Marshall и JBL. Такие акустические системы состоят из множества отдельных блоков, соединенных между собой. В конечном итоге все они подключаются к соответствующим звукоусиливающим системам, а для регулировки режима работы, общей громкости или звучания инструментов, не беря в расчет усилители, используются современные микшерные пульты. Это избавляет звукорежиссера от необходимости бегать и крутить ручки на каждом усилителе или сценическом мониторе. Как уже понятно, такие системы являются очень мощными. Так, например, в 1992 году на концерте «Монстры рока в Москве», проходившем на аэродроме в Тушино, мощность звука составляла целых 600 кВт. Да что говорить, за 3 км от летного поля даже в метро слышно было так, как будто рядом стоишь! Теперь отдельно стоит отметить одно общее правило, вне зависимости от того, какие именно акустические колонки используются в конкретном случае. Уровень громкости для получения кристально чистого звука без малейших искажений, как правило, должен соответствовать половине суммарной мощности всей системы. Если его превысить, начнутся ненужные искажения и запирания, а ведь и динамики могут не выдержать такой нагрузки. В лучшем случае лопнут диффузоры. Как уже понятно, ремонт акустических колонок, особенно если это профессиональные дорогостоящие модели, обойдется недешево.

Фазоинвертор, лабиринт, ПАС

Акустическое оформление «закрытый ящик» при неплохом звучании имеет и негативные моменты. Мало того, что сам по себе коэффициент полезного действия нашего динамика не так уж высок. В закрытом ящике к тому же «работает» только передняя поверхность диффузора, излучение задней поверхности до нашего слуха не доходит, понижая КПД системы приблизительно вдвое. Применить с пользой излучение с задней стороны диффузора позволяет акустическое оформление «фазоинвертор». В ящик вставляется труба, и ее геометрия в сочетании с объемом ящика рассчитывается таким образом, чтобы резонанс получившейся системы приходился в нужную область частотного диапазона, а излучение в этой частотной области для слушателя было синфазным (синхронным) с передней поверхностью диффузора. Таким образом, излучение, «забранное» от задней поверхности диффузора, дополняет излучение передней. КПД системы на низких частотах резко повышается. Именно поэтому практически в большинстве современных колонок используется фазоинвертор. С другой стороны, такое оформление может привести к определенному падению качества звучания, причем именно в басовом диапазоне. Акустическое оформление — трасмиссионная линия Отдельным классом акустического оформления считается лабиринтное, в котором к тыльной стороне динамика примыкает достаточно длинный фазоинвертор, сделанный в виде некоего криволинейного канала. Кроме того, и сам порт фазоинвертора может иметь переменное сечение и специальную аэродинамическую геометрию поверхностей, которая предотвращает дополнительные призвуки от движения столба воздуха внутри фазоинвертора. Иногда это действительно похоже на лабиринт Отчасти аналогичный принцип реализован в акустическом оформлении с применением панели акустического сопротивления, когда, к примеру, задняя стенка закрытого ящика делается перфорированной, то есть, с множеством отверстий, закрытых тканью, создающей определенное сопротивление потоку воздуха.

Поведение звука

Оно всегда предсказуемо, если вооружиться определенными знаниями. Звук может отражаться от поверхности, поглощаться ею, проникать сквозь нее. При этом каждый вариант — лишь частичный. Отражение звука приводит к эффекту эхо, звукоинженеры еще называют его реверберацией. Это сложный процесс. В любой комнате есть своя реверберация, многократная, по-своему затухающая, с определенными частотными характеристиками. Затухающая потому, что часть звука все-таки поглощается стенами. Но если звук сделать громче, то, в зависимости от выбранного звукового давления, через некоторое время (оно линейно зависит от громкости в дБ) в стену начнут стучать соседи. Это значит, мы выяснили, что часть звука проходит сквозь стену. Правильное соотношение всех этих свойств — очень важный параметр для комфортного звучания. Еще один источник аудионегатива — резонирующие объекты. Скажем, хрусталь в стеклянном шкафу. И когда все эти факторы приведены в норму — поздравляю, мы с вами находимся в акустически комфортном помещении! В таком помещении особенно хорошо звучит качественное аудиовоспроизводящее оборудование и его главная составляющая часть — акустические системы. Об этом — в продолжении

Виды излучателей

Динамические

Наиболее распространенный тип излучателей, состоящий из основания с фиксированным постоянным магнитом, звуковой катушки и диффузора (мембраны). Под воздействием тока вокруг катушки создается переменное магнитное поле заставляющее вибрировать катушку передающая колебания на мембрану, которая генерирует звуковые волны. Работу катушки можно сравнить с звукоснимающей головкой проигрывателя грампластинок. Магнитное поле аналогично виниловой пластинке вызывает вибрации катушки в соответствии звуковым частотам — от качества мембраны зависит и качество звучания. Но некоторые компании выпускают дорогие модели, в которых мембраны изготавливаются из майларовой пленки или на обычный полимер наносится напыление из алюминия или титана. Для избавления от минусов помимо мембран разного качества, выпускаются динамики наушников, выполненные не из обычного ферритового магнита, а неодимового, что увеличивает мощность динамиков при небольших размерах.

Арматурные

После динамических конструкций, популярностью пользуются арматурные излучатели, известные как наушники с уравновешенным якорем. Конструктивно излучатель состоит из П-образного магнитопровода создающего магнитное поле, якоря со звуковой катушкой, который расположен в созданном поле и диффузора соединённого с якорем. При подаче тока в катушке возникают магнитные колебания, которые приводят в движение якорь, и тот в свою очередь передает вибрации мембране. Арматурные излучатели имеют небольшие размеры и обладают высоким КПД, поэтому используются во внутриканальных наушниках, профессиональных гаджетах и слуховых аппаратах. Особенности конструкции позволяют арматурным моделям звучать четко, детально и чисто.

Электростатические

Гаджеты с электростатическими излучателями (электретные) не получили широкого распространения среди пользователей из-за высокой стоимости. Электростатические излучатели устанавливаются в моделях Hi-End класса и относятся к полоноразмерной профессиональной технике. Конструктивно излучатель состоит из тонкой мембраны помещенной между двумя электродами. Высокий ток, проходящий по электродам приводит в движение мембрану и создаются звуковые колебания.

Планарные наушники

Планарно-магнитные гаджеты относятся к Hi-End классу в конструкции применен излучатель Хейла. Между двумя постоянными магнитами размещена тончайшая пленка, покрытая токопроводящими алюминиевыми дорожками. Ток подается непосредственно на дорожки и приводит мембрану в движение. Работу планарных излучателей можно сравнить с динамическими наушниками, с разницей, что в планарной конструкции отсутствует катушка и ее роль выполняет мембрана. Планарные гаджеты по форме разделяются на:
  • изодинамические – прямоугольные;
  • ортодинамические – круглые.
Благодаря особенностям конструкции в планарных моделях отсутствуют искажения — чистый звук с равномерной АЧХ. Подобные устройства дорогостоящие, крупные по размерам, поэтому планарные излучатели встречаются в накладных и полноразмерных гарнитурах, но есть и компактные внутриканальные модели.

Какие бывают колонки для компьютера

Практически все компьютерные колонки являются активными, т.е. они имеют внутренний усилитель звука из-за того, что выходной мощности звуковой карты недостаточно для воспроизведения звука на обыкновенных колонках (их еще называют пассивными). Акустика для компьютера различается по конфигурации, каждое из которых имеет цифровое обозначение:
  • 2.0 – это означает, что акустика имеет 2 колонки для воспроизведения стереозвука. Если вы не являетесь меломаном и звук вам нужен для просмотра фильмов, озвучки игр или, например, просто фонового музыкального сопровождения во время серфинга в интернете, то конфигурация 2.0 будет самым практичным и дешевым выбором.
  • 2.1 – здесь в дополнении к 2 колонкам присутствует сабвуфер, который отдельно воспроизводит низкочастотный диапазон. Такое конфигурация обеспечивает достаточно хорошее качество звука, но и стоимость такой системы будет выше, чем 2.0
  • 5.1 и 7.1 – самые дорогие и высококачественные конфигурации, позволяющие максимально погрузиться в игровой процесс, просмотр фильма и прослушивание музыки. Эффект присутствия обеспечивает многоканальный звук высокого качества и особое расположение колонок относительно человека. Колонки 5.1 расставляют следующим образом: 3 колонки напротив слушателя, по одной колонке слева и справа, сабвуфер обыкновенно на полу перед слушателем. В акустике 7.1 добавляются еще 2 колонки, располагаемые сзади (тыловые).
В обозначении конфигурации колонок цифра 1 после точки указывает на наличие сабвуфера, который обеспечивает низкие частоты и одновременно является усилителем, к которому подключаются остальные колонки, а сам сабвуфер подключается к звуковой карте компьютера. Колонки с сабвуфером превращают компьютер в полноценный мультимедийный центр.

Основные типы колонок

Конечно же, разделение на типы, приведенное выше, весьма условно. Достаточно сказать, что по большому счету практически все наиболее распространенные модели колонок можно классифицировать как пассивные и активные системы. С другой стороны, сегодня существует расширенная спецификация акустических систем, в которой различают такие типы колонок: активные, пассивные, рупорные, электростатические, планарные, напольные, полочные, системы центрального канала, фронтальные, тыловые, низкочастотные (сабвуферы), биполярные, колонки с фазоинвертором или с пассивным излучателем, модели с акустическим лабиринтом, акустические колонки открытого или закрытого типа, изобарические системы и контрапертурные модификации. Понятно, что рядовому пользователю технические характеристики и принципы работы колонок каждого типа, в общем-то, и не нужны. Поэтому остановимся на том, что будет понятно каждому обывателю.

Пассивные колонки

До недавнего времени самыми распространенными являлись пассивные акустические колонки. Вне зависимости от того, сколько в них присутствует динамиков, они в обязательном порядке подключаются к усилителю. Без этого воспроизведение звука просто невозможно. Если кто помнит еще советские времена, практически все системы были пассивными, даже такие мощные модели, как, допустим, Radiotehnika серии S. Для своего типа они давали достаточно хороший звук. Если тогда хотелось купить такие акустические колонки, цена многим была просто не по карману. Кстати, и сейчас они не уступают своим зарубежным аналогам.

Планар vs динамик

Самое главное — источником звуковых колебаний является именно тонкая пленка (еще ее называют мембрана или диафрагма). Если мы вспомним известный всем динамик, то в нем сразу видны недостатки, следующие из самого принципа его работы. В динамике используется катушка с током, размещенная в цилиндрическом магнитном зазоре. Вся излучающая поверхность приводится в движение этой катушкой. То есть сила переменного направления в локальной области прикладывается к довольно большому диффузору. Следовательно, этот диффузор должен иметь достаточную жесткость чтобы двигаться как можно более плоскопараллельно, в идеале — в так называемом, поршневом режиме. Иначе в результате деформаций одни части поверхности отстают от других по фазе. Отсюда — специфические искажения, растущие при уменьшении жесткости. Но увеличение жесткости приводит к увеличению веса, что поднимает инертность подвижной системы и снова-таки приводит к искажениям. Такой вот замкнутый круг. Кроме того, диффузор динамика, как правило, имеет, как минимум, два подвеса, характеристики которых — их жесткость и упругость — также влияют на качество звука. Поверьте, не в лучшую сторону! Схема работы электростатической акустики Планарная технология напрочь лишена этих проблем. Практически невесомая пленка, колеблющаяся в магнитном поле излучает звук со всей своей поверхности И самое важное: движущая сила равномерно прикладывается ко всей поверхности пленки. Диафрагме в этом случае совсем не надо быть жесткой, даже наоборот Результат — минимальная, исчезающее малая инертность подвижной системы и минимальное влияние подвеса на ее перемещение — кстати, как раз плоскопараллельное. Уровни коэффициента нелинейных искажений, на которые способны планарные системы, для динамика практически недостижимы. И если с динамиками можно говорить, что львиную долю искажений в системе акустика/усилитель вносит именно акустика, то планары способны поменять эту ситуацию.

С этим читают